44 платформы на 19 акрах и больше туристов, чем на Великой китайской стене. В 2013 году Центральному терминалу Гранд было 100 лет, и он до сих пор является крупнейшим в мире железнодорожным вокзалом. Нью-йоркский ориентир был построен только из-за страшной катастрофы и это здание, все еще стоит сегодня. Своим строителсьвом вокзал обязан Первой леди и производственному буму стальных рельс. Все начинается с трагедии. 8 января 1902 года, 8:20: В туннеле под Парк-авеню поезд № 118 «Белые равнины» подал сигнал и врезался в пригородный поезд. 17 человек погибло, 36 получили серьезные травмы. Несколько тел не могут извлечь из под обломков до позднего вечера. Это самое страшное железнодорожное происшествие в истории Манхэттена.
Жертвы были раздавлены обломками, зажаты между вагонами или сожжены паром, - рассказывает Chicago Daily Tribune. Большинство мертвых - мужчины; единственная женщина, которая могла умереть, это вдова Аманда Говард. Но она выживает при ударе, попадая между сиденьями. Вовремя спасательных работ, когда полиция пыталась освободить пассажиров прорубая проход топорами, паровая труба взрывается и обжигает их.
Проходит десять лет, пока окончательно не закончится все восстановительные работы по Центральному вокзалу Гранд. А на сегодняшний день, это самая большая, самая оживленная и самая известная железнодорожная станция в мире. Огромное, великолепное здание в стиле Beaux-Arts является архитектурным чудом.
Станция превосходной степени
Цифры говорят сами за себя: почти 100 миллионов пассажиров путешествуют каждый год на одной из 44 платформ. 22 миллиона приезжают как туристы, то есть больше посетителей, чем может записать Нотр-Дам или Великая китайская стена. Железнодорожная станция Гигант имеет 19 га, что в три раза больше, чем Ground Zero. И, конечно, внушительный Wandelhalle, чей свод высотой 40 метров украшен ровно 2599 звездами, 60 из них освещены.
Идея новой центральной станции была предложена Уильямом Вилгусом, главным инженером Центральной железной дороги Нью-Йорка. «Это была самая смелая идея, которая у меня когда-либо была», - цитирует его Сэм Робертс в своем недавно выпущенном юбилейном томе «Grand Central: как железнодорожный вокзал преобразовал Америку». У Вильгуса, которому тогда было всего 37 лет, есть видение: он хочет заменить серый индустриальный пейзаж, золотым сводом. Станции должны быть двухэтажными, один этаж для пригородных поездов, второй для поездов дальнего следования. Весь путевой слой над землей должен быть проложен под землей и перекрыт от 42-й до 56-й улицы. Это создаст совершенно новый район на восточной стороне. «Уважаемый сэр», - пишет Вильгус в марте 1903 года своему боссу Уильяму Ньюману, президенту железнодорожной компании. Его планы терминала сделали бы этот уродливый угол Манхэттена «возможно, самым привлекательным местом в Нью-Йорке».
В то же время Вилгус получает одобрение промышленника Корнелиуса Вандербильта, принадлежащего железнодорожной компании и строительной площадке. «Коммодор», один из самых богатых американцев, построил старый железнодорожный вокзал с туннелем на Парк-авеню и чувствует себя ответственным за катастрофу 1902 года. Тем временем, Вильгус оценивает стоимость строителсьва в 35 миллионов долларов. В итоге это будет 80 миллионов, что переведя на сегодняшние деньги, будет два миллиарда долларов. В июне 1903 года руководство железной дороги утвердило проект. Среди усатых членов совета директоров, дающих свои благословения: Уильям Рокфеллер и Дж. П. Морган, два самых знаменитых финансовых патриарха Америки. Это будет крупнейшая строительная площадка своего времени. В центре Манхэттена строится гигантская яма на десять этажей вниз. Выкопано 2,5 миллиона кубических метров земли, разрушено 200 зданий, сварено 120 000 тонн стали, залито 60 миллионов тонн бетона, проложено 50 километров рельсов. Около 10 000 рабочих работали круглосуточно.
Звездное небо "с точки зрения Бога"
Золотые часы в центре зала становятся местом встречи путешественников и влюбленных. Над ним простирается огромный потолок, на своде которого нарисовано звездное небо, которое соответствует астрономической реальности - хотя и зеркально. Почему так сделано не известно, ученые спорят об этом по сей день. Хотя возможно 50 живописцев, просто не правильно поняли эскиз. Или, как настаивали вандербильты, они рисовали небо «с точки зрения Бога». По сей день Grand Central очаровывает причудливыми деталями. «Шепчущая Галерея», проход, акустика которого несет колонны до десяти метров. Массивные часы над передним фасадом до 42-й улицы, четыре метра в диаметре. Секретный подвал, в котором размещены основные трансформаторы и до сих пор не обозначен ни на одном плане участка. В течение десятилетий Grand Central символизирует бушующий, но величественный пульс Нью-Йорка. Так что это немая звезда многих голливудских фильмов: «Вокруг света за 80 дней», «Хлопковый клуб», классика Альфреда Хичкока «Невидимая треть».